Меню Содержимое
Главная arrow История школы
История школы Печать
Говоря о вечерней школе необходимо  вести отсчет с возникновения воскресных школ, которые появились в Петербурге с 1859 г. Правда – вначале учебный план был прост – он включал чтение, письмо, счет – иногда родную историю.

К началу 1861г. в столице действовали 14 мужских и 5 женских вечерних     школ.

     После  Октября 1917г. первоочередной задачей стала ликвидации

безграмотности, а 26 декабря 1919г. В. И. Ленин подписал декрет  «  О ликвидации безграмотности», который обязывал все население от  8 до 50 лет обучаться грамоте. Занятия проходили в основном вечером с 18 до 22 часов.

  Таким  образом,  в  20-е годы в стране была создана система образования взрослых как часть общей системы народного просвещения. В нее входили школы грамоты для подростков и взрослых, школы взрослых повышенного типа обучения, рабфаки, ставшие своеобразной средней школой для взрослых и подготовительной ступенью для поступления в вузы. Школы взрослых того времени сыграли огромную роль в повышении образованности и культуры. В короткие сроки была ликвидирована неграмотность-с1920 по 1940г.было обучено грамоте примерно 60 млн. взрослых.

     Июль – 1943г. СНК СССР  принял постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятии» Оно обязывало местные Советы с 1 октября 1943г. организовать школы «для обучения подростков, работающих без отрыва от производства желающих продолжить свое образование». И было создано 1005 школ  в  РСФСР  с контингентом 153,7 тыс. учащихся. В этом же году школы взрослых были переименованы в ШРМ - школы рабочей молодежи .Были они  2-х типов- семилетние (5-7кл.) и средние (8-10кл.).Основная  форма обучения—классно – урочная, в дополнение к ней – консультации.

В 5-10 классах проводились переводные и выпускные экзамены. Свидетельство об окончании 7 классов ШРМ давало право поступления в техникум, а аттестат зрелости – в вузы.

    Итоги первого учебного года доказали: эти школы завоевали авторитет среди работающей молодежи и взрослых. В 1944году в РСФСР закончили учебный год 100тыс. человек. С 1945 по 1950гг. количество школ взрослых увеличилось с 12482 до 20465, а учащихся- с 714тыс. до 1438 человек. Это потребовало создание школ различных типов.

 Уже в 40 годах появились школы учитывающие условия труда. В начале 50-х годов открываются школы в пунктах: фабриках,  заводах, общежитиях,  магазинах и т.д. 

  1958 г. ШРМ переименованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы с 3-х годичным сроком обучения. Но учитывая,   то обстоятельство, что часть работающей молодежи  не имела и       7 лет образования ,закон предусматривал наличия в этих школах всех классов, начиная с 3-го. В зависимости от режима работы учащихся занятия проводились как в вечернее,    так и в дневные часы. Т.О. вечерняя школа стала одним из основных каналов получения общего среднего образования.

    Главной функцией вечерней школы стало повышение образовательного и культурного уровня работающей молодежи и взрослых, подготовки к новым требованиям жизни.

  В начале 60-х годов было принято постановление Совета Министров СССР о льготах  лицам  успешно обучающимся без отрыва от производства: 

 -  предоставление сокращенной рабочей недели – 1 рабочий день и выплаты 50% от заработной  платы;  

 - в течении учебного года предоставлялось 36 рабочих дней с сохранением 50% зарплаты;                                                                                       

  -для сдачи экзаменов дополнительно оплачиваемый отпуск в 11 классе – 20 дней ,в 8-9 кл. 15 рабочих дней. Эти льготы до сих пор не отменены.

   В 70 годы вечерняя школа явилась вторым по массовости каналом получения среднего образования. В ней продолжали  учиться  3 категории учащихся:

-         Молодежь , решившая после 9 классов работать ;

-         взрослые, не получившие в свое время среднее образование;

-         молодежь с 1-2 годичных профтехучилищ.

С 1971 г. ЦК ВЛКСМ с Министерством просвещения объявили Всесоюзный смотр «Каждому молодому труженику – среднее образование». Он  объединял  усилия всех общественных организаций и органов народного образования для оказания помощи школе и производству, способствовал пробуждению у молодежи  стремления к знаниям и культуре. В эти годы вечерняя школа достигла заметных успехов:

-         выполнение плана набора;

-         усилилась связь с производством;

-         улучшилась учебно-материальная база.

Появилась новая модель вечерней школы – «Центры образования молодежи и взрослых». За сравнительно короткий срок в стране произошел скачек в развитии всей системы  образования. Годовой прием в школу составил 4,8 млн. человек. Это был период выполнения «планов» , приписок,  проверок и как итог закрытие большинства вечерних школ. Однако и после памятного 1985 года наша школа    выжила, не утратив тенденции дальнейшего развития.

Она  по – прежнему ему является гарантом  демократичности и доступности образования для всех.

   Сегодня вечерняя школа – многофункциональное открытое учебное заведение, выполняющее разнородные функции: компенсаторные, адаптивные, воспитательные, реабилитационные. Для нее характерно сочетание общего среднего образования и профессиональной подготовки; расширение культурного кругозора и удовлетворения познавательных потребностей учащихся; подготовка к поступлению в техникумы и вузы.

 Вечерняя  школа стала многорежимным  учебным заведением, подтверждение  чему – вариативность  учебных планов. Для  нас важен поиск лучших форм организации обучения. Наличие очной, заочной  форм обучения, экстернат, индивидуальное обучение, удобное расписание занятий, получение профессий, доброе, отзывчивое отношение, качественное обучение, высокий  потенциал учителей – все это привлекает в нашу школу.    

  (600 учащихся). « Вечерка»  по – прежнему успешно выполняет ответственную социальную задачу – дает полноценное  среднее образование всем  подросткам и взрослым, как бы у кого из них ни сложилась судьба.

Как ни в какой другой, в вечерней школе у подростков и молодежи есть возможность учиться по максимуму или минимуму, быстро или долго, в 

 коллективе или в одиночку, очно или заочно. Степень свободы ограничивается лишь мерой уверенности  педагога в ответственность подростка за последствия своего выбора.  А мера эта – дело педагогического мастерства коллектива.

     Чем мы гордимся в своей школе?

Прежде   всего  мы гордимся нашими выпускниками, которые заняли достойное место в обществе, нашли себя в деле. Мы гордимся тем , какие прочные знания даем нашим учащимся, которые продолжили учебу в вузах, получили профессию и заняли определенную нишу в обществе, и пр